Ерджанов Т. К.

Кандидат юридических наук, Ph.D

: 865
:

О необходимости отдельного закона о деятельности в глобальных информационно-коммуникационных сетях (Интернете)

Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, в качестве возможного инструмента систематизации законодательства следует использовать консолидацию, представляющую собой объединение норм права, регулирующих в одном законодательном акте определенные отношения. В Концепции подчеркивается, что перспективным является внедрение и законодательное закрепление понятия «консолидированный» или «комплексный» закон, предметом регулирования которых будут правоотношения, носящие комплексный характер.

На наш взгляд, ярким примером такого законодательного акта мог бы стать Закон Республики Казахстан «О деятельности в глобальных информационно-коммуникационных сетях», который объединил бы нормы различных отраслей права и позволил бы максимально приблизить уровень правового регулирования к актуальным потребностям казахстанского общества. Общеизвестно, что развитие информационных технологий намного опережает развитие текущего законодательства, и представляется, что точечные поправки в действующие законы уже не способны адекватно реагировать на вызовы времени, рождаемые бурным вхождением Интернета в повседневную жизнь.

Как показывает зарубежный и международный опыт, с аналогичными проблемами сталкиваются практически все государства. Кроме того, специфика правового регулирования интернет-отношений диктуется тем обстоятельством, что именно информационное противостояние меду государствами становится основным трендом современных международных отношений. В этом контексте конкурентное преимущество получат те государства, в которых правовое регулирование информационно-коммуникационных сетей будет более развито и адаптировано к национальным интересам.

Необходимо исходить из того, что использование Интернета в отдельных областях человеческой жизни способно существенно изменить само содержание общественных отношений, сделав традиционные правовые институты архаичными и не отвечающими актуальным задачам страны. К таким областям можно отнести информационное право, авторское право, отдельные институты уголовного, гражданского (торгового) и административного права. Поэтому новые правовые нормы в принципе невозможно или нецелесообразно интегрировать в действующие законы, большая часть которых состоит из положений, разработанных в доинформационную эпоху. Казахстан остро нуждается в модернизации действующего законодательства об Интернете, сутью которой должна стать выработка общей концепции интернет-отношений и закрепление стратегических направлений их регулирования.

В то же время, те сферы общественных отношений, где использование Интернета никак не влияет на суть и характер связей между субъектами, могут оставаться вне поля действия этого закона, то есть оставаться в рамках старого законодательства.

На наш взгляд, применение глобальных информационно-коммуникационных сетей радикально меняет (и, соответственно, требует закрепления соответствующих норм в новом законе) следующие институты.

1.Информационный аспект Интернета

Действующее законодательство о средствах массовой информации было принято тогда, когда журналистика была практически полностью профессиональной. Сейчас, с развитием Интернета, журналистика доступна каждому пользователю: популярные блоги и микроблоги имеют аудиторию больше, чем некоторые традиционные СМИ. Представляется, что концепция интернет-ресурсов как СМИ, сыграв положительную роль в развитии казахстанского законодательства, полностью себя исчерпала. Интернету «тесно» в рамках Закона РК «О СМИ» , что требует специфических методов правового регулирования информационных аспектов Интернета. Право на получение и распространение информации посредством глобальных информационно-коммуникационных сетей нуждается в самостоятельном закреплении, так как имеет ряд особенностей: оно, в отличие от традиционных СМИ, интерактивно, требует специального технического обеспечения, может реализовываться анонимно, соответствующая информация распространяется мгновенно, борьба с злоупотреблениями здесь затруднена. Таким образом, статус интернет-ресурсов как источников информации мог бы стать объектом отдельной главы нового закона.

2.Авторское право в Интернете

Практически все институты и принципы авторского права сформировались в доинформационную эпоху, что приводит к глубоким и непреодолимым противоречиям между интересами пользователей (и общества в целом) и правообладателей. На наш взгляд, архаичное авторское право просто бессильно перед современными способами распространения информации, что делает необходимым коренной пересмотр существующих механизмов защиты авторов. Сегодняшнее авторское право не гарантирует справедливого баланса интересов, так как потребность общества в молниеносном распространении информации и ее использовании для создания новых произведений совершенно не учитывается или учитывается в ничтожной степени. Именно поэтому в области авторского права так велико количество формальных правонарушений: публичный интерес просто игнорирует формальные предписания, права авторов нарушаются практически всеми пользователями Интернета. Выход из ситуации видится не в ужесточении санкций, а в поисках разумного компромисса, который позволил бы авторам сохранить в условиях развития Интернета стимул творить дальше, а обществу гарантировал бы быстрый и легкий доступ ко всему новому. Это – требование времени, без мгновенного распространения полезных и значимых идей государство неконкурентоспособно.

3.Интеллектуальная собственность

До сих пор не урегулирован статус и не определена правовая природа доменного имени, которое весьма активно используется наряду с традиционными средствами индивидуализации участников гражданского оборота: фирменными наименованиями и товарными знаками. Между тем, формально закон охраняет только последние, что создает определенные трудности в борьбе с киберсквоттингом. С другой стороны, коммерческая ценность доменных имен позволяет сделать их легальными объектами гражданского оборота и более полно использовать в маркетинговой стратегии казахстанских брендов.

Все сказанное относится не только к доменным именам, но и к наименованиям аккаунтов и групп в различных социальных сетях. Как показывает практика, наименования аккаунтов и групп активно используется для продвижения отдельных товаров и услуг, что неизбежно наделяет виртуальные символы осязаемой коммерческой ценностью. Между тем, действующее законодательство никак не регулирует данный вопрос, что также требует решения посредством принятия консолидированного нормативного правового акта.

Другая проблема – использование существующих в Интернете поисковых систем посредством ключевых слов, которые также могут совпадать с традиционными средствами индивидуализации. Мировая практика показывает, что соответствующие споры уже становятся предметом судебного рассмотрения, создавая судам массу проблем. Было бы целесообразно подготовить законодательную почву для урегулирования будущих конфликтов и динамичного развития этой сферы использования Интернета.

4.Электронная коммерция

Несмотря на то, что в законодательстве о торговле (преимущественно на подзаконном уровне) регулируются вопросы электронной коммерции, этого явно недостаточно. Интернет существенно изменил природу отношений между продавцом и покупателем, поставив такие проблемы, как уточнение традиционных коллизионных привязок (например, место совершения сделки), определение времени заключения сделки, понятий офферты и акцепта, распределение рисков и т.п. Кроме того, продавцу объективно тяжелее выполнять в рамках электронной коммерции ряд законодательных обязанностей (например, не продавать отдельные товары определенным категориям лиц), а покупателям тяжелее опираться на законодательство о защите прав потребителей. Определенные трудности есть с практическим применением электронной цифровой подписи при заключении коммерческих контрактов. Все это также требует соответствующего законодательного регулирования.

5.Защита частной жизни и персональных данных в Интернете

Рост популярности социальных сетей и гигантские накопительные возможности интернет-ресурсов ставят в практическую плоскость выработку механизмов защиты частной жизни граждан и ее неотъемлемого элемента – персональных данных. Действующий с прошлого года закон закрепляет лишь базовые подходы к защите, использованию, хранению и обработке персональных данных, однако он совершенно не учитывает специфику глобальных информационно-коммуникационных сетей. Значительная часть частной жизни современного человека (особенно молодежи) проходит в Интернете, и практика показывает, что пользователи очень часто остаются уязвимыми перед различными посягательствами на конфиденциальную информацию, а также на честь и достоинство. Одной из причин этого является наличие законодательных пробелов, которые можно устранить посредством принятия специального закона. В частности, необходимо предусмотреть судебную санкцию на просмотр и блокирование персональных страничек в социальных сетях, доступ к личной переписке и другие подобные действия, а также усилить меры гражданско-правовой и уголовной ответственности за несанкционированный взлом аккаунтов с личной информацией.

6.Борьба с киберпреступностью и информационными угрозами

Отдавая безусловный приоритет Уголовному Кодексу в определении составов киберпреступлений и санкций за них, следует на системном уровне определить понятие киберпреступности и основные подходы в области борьбы с ней. Необходимо законодательное определение критериев, по которым будут различаться общеуголовные преступления, совершенные с использованием современных информационных технологий, и собственно киберпреступления. Помня о том, что в мировой практике уже встречались случаи дестабилизации общества с использованием интернет-ресурсов, необходимо концептуально определить объекты информационной безопасности государства и граждан и закрепить оперативные меры их защиты. Представляется, что это должно быть сделано именно в законе об Интернете, так как его функционирование, как отмечалось выше, имеет ряд существенных особенностей. Вполне возможно, что борьба с киберпреступностью традиционными средствами правоохранительной системы изначально неэффективна и требует специальных мер, включая институционные (создание подразделения «киберпатрулей», «антихакерских групп» и т.п.).

7.Иные вопросы

Кроме перечисленных, предлагаемый к принятию закон должен регулировать вопросы концептуального определения правовой природы Интернета как принципиально новой среды человеческой деятельности, а также основные направления его развития в Казахстане.

Другой важный вопрос – функционирование электронного Правительства: закон должен гарантировать каждому казахстанцу возможность свободно пользоваться этой услугой.

Следует также заложить законодательные основы для дальнейшего развития других форм «электронной демократии» - дальнейшего использования информационных технологий в выборном процессе, а также применения интернет-технологий в рамках уголовного и гражданского судопроизводства. «Виртуальное правосудие» уже существует в некоторых странах мира, что в условиях ускорения темпов общественной жизни может сделать судебную систему более динамичной.

Следует также отметить, что в случае принятия данного закона Казахстан станет первым в мире государством, где правовое регулирование Интернета осуществляется посредством консолидированного нормативного акта, занимающего в иерархии национального права ключевое место.


...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код