Абраменко Олеся Юрьевна

Инспектор

Просмотров: 1666
Комментариев:

Молодёжь и самозанятость: проблемы и пути решения

Молодёжь и самозанятость: проблемы и пути решения

     В целях реализации Послания Президента РК «Построим будущее вместе!», Указа Президента РК «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», Указа Президента РК «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг.» в нашем государстве реализуются программы, направленные на решение вопросов занятости. Это Программы развития городов и «Дорожная карта занятости-2020», финансируемые за счет средств местного и республиканского бюджетов. Цели и задачи Программ в полной мере отвечают идее Президента РК по созданию Общества Всеобщего Труда. Их реализация направлена на повышение доходов населения через широкое участие безработных, малообеспеченных и самозанятых горожан, а также на оказание приоритетной государственной поддержки социально-защищаемым слоям населения с помощью их вовлечения в активные формы содействия занятости.

     В Казахстане имеется высокая доля самозанятого населения. Данная проблема остается одним из актуальных вопросов в развитии экономики страны и является одним из факторов бедности населения. Наибольшая доля самостоятельных работников трудится в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования, транспорте и строительстве. Все эти люди, как правило, имеют низкий и нестабильный доход. 

      Статистика показывает, что среди самозанятых основную долю составляет молодежь (граждане Республики Казахстан в возрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет (п.1ст.1 Закона от 7 июля 2004 года № 581-II «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»)). И именно эта категория сегодня в недостаточной мере охвачена социальными гарантиями, предоставляемыми государством. Как городская, так и сельская молодёжь не имеет особых перспектив занять достойное место в жизни. Основная доля самозанятого молодого поколения имеет среднее общее образование, нежели средне специальное или высшее образование. Кроме того, качество образования на селе значительно ниже городского. Получить бесплатное образование на бюджетной основе шансов не много. А денег на получение платного образования есть у немногих. Так и получается, что сельская молодежь  отправляется в города, надеясь трудоустроиться.  Городская молодежь тоже находится не в лучшей ситуации. Молодые вынуждены идти на любой заработок, порой даже добываемый незаконным путём. Лишенные пенсионных отчислений, отпусков, медицинского обслуживания, перспектив и карьерного роста, они пополняют  ряды самозанятых и, как правило, занимаются низко квалифицированным трудом, не приносящий им постоянный доход.

       В связи с продуманной эффективной политикой государства в РК наблюдаются позитивные изменения в системе занятости. Однако сохраняются и нерешенные  проблемы. Прежде всего, это дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, особенно в категории молодежи, инвалидов, а также лиц, длительное время неработающих, и предпенсионного возраста. В целях обеспечения занятости этих категорий населения необходимо разработать законодательные механизмы стимулирования работодателей по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест. Перспективное изменение рынка труда в стране будет определяться преодолением неэффективных форм занятости населения, повышению продуктивной занятости и мобильности рабочей силы. В свою очередь, на наш взгляд, вопросам подготовки и трудоустройства самозанятой молодежи должно уделяться особое внимание. Это должно стать одним из важных приоритетов социальной политики в сфере образования и занятости населения. 
     Учитывая выше сказанное, хочется ответить на главный вопрос: «Как решить проблему самозанятых в Казахстане?». Для этого я предлагаю  следующее:

1. Законодательное решение проблемы. Будущие выпускники школ, ВУЗов и СУЗов, как правило, обеспокоены тем, как они будут трудоустроены. Ведь практика показывает, что молодым специалистам всегда сложно найти работу, учитывая отсутствия у них опыта и стажа работы. Многие работодатели, имея вакантные места, порой отказывают молодым специалистам в приеме на работу, ссылаясь на отсутствие времени обучать их той или иной работе. Для того чтобы помочь в трудоустройстве молодым специалистам, выпускникам ВУЗов и СУЗов государство предлагает пройти «Молодежную практику», которая  позволяет им приобрести первоначальный опыт и навыки работы по специальности. Определенная часть молодежи по результатам прохождения молодежной практики в дальнейшем трудоустраивается на этих же местах. Кроме этого, весной и в летний период времени, в организациях образования проходят ярмарки вакансий для студентов СУЗов и ВУЗов. Однако не всегда подобные мероприятия заканчиваются трудоустройством выпускников. Предполагаемые работодатели, обещающие якобы трудоустроить, принимают резюме от выпускников для сведения. Какая-то доля трудоустраивается, а какая-то пополняет ряды самозанятых или безработных. Для решения проблем самозанятости молодежи мы предлагаем принять Закон РК «О ярмарке вакансий». На наш взгляд, необходимо ярмарку вакансий не делать стихийным  рынком труда и скопищем работодателей. Это должна быть организованная площадка, цивилизованный рынок труда для трудоустройства молодых специалистов.  В предложенном нами Законе, должны быть чётко регламентированы следующие вопросы: понятие «ярмарка вакансий», правовой статус выпускника ВУЗ (и СУЗ) и работодателя (принимающей на работу), порядок проведения ярмарки вакансий, ответственность сторон за нарушение законодательства. Необходимо, чтобы работодатели тоже несли определенную ответственность за принимаемых работников, а не приходили на ярмарку вакансий просто, чтобы прорекламировать свою организацию.

2.     Также предлагаем принять Закон РК «Об информационном рынке труда».    На сегодняшний день в интернет пространстве насчитывается более 1000 различных информационных сайтов по вопросам трудоустройства. Все сайты тотально предлагают разместить своё резюме, заполнить анкету, указывая свои персональные данные, ознакомиться с имеющими вакансиями. Большая часть из них – безрезультатная. Работу подобным образом находят не многие. Многие наверно из вас, кто пробовал такой информационный ресурс, вместо предложения о работе получал другие предложения: работу в сетевом маркетинге, спам-рассылку о занятии перспективным бизнесом, купить какой-либо товар (или получить услугу). По большому счёту – предложения по интернету не всегда имеют официально зарегистрированный характер деятельности и, как правило, даже нелегальный. Принятие данного Закона поможет государству урегулировать правовое поле деятельности информационных сайтов по вопросам трудоустройства. Кроме того, в рамках реализации настоящего Закона, для нашего государства предлагаем разработать единый республиканский сайт по трудоустройству, распределив в нём вакансии по таким категориям как молодёжь; лица, предпенсионного и пенсионного возраста; ММГ (мало мобильные группы); иные категории. Так как информационных сайтов достаточно большое количество, вакансии разбросаны даже на сайтах наших Министерств и ведомств, создание единого сайта по вопросам трудоустройства и настоящего Закона позволить контролировать процесс не только самозанятого населения, но и безработных и др. категорий лиц, трудоустраиваемых на работу подобным образом.

3. Создание ассоциации самозанятых в Казахстане. Так получается, что самозанятые предоставлены сами себе. И порой, они не знают, куда обратиться по вопросам трудоустройства и защиты своих прав. В этих целях, на наш взгляд, механизм работы ассоциации должен заключаться в следующем: 1) самозанятый встает на учет через созданную ассоциацию; 2) ассоциация на начале социального партнёрства заключает договора с кадровыми агентствами по вопросам поиска вакансий и трудоустройства для самозанятых; 3) при наличии вакансий ассоциация посредством кадровых агентств трудоустраивает самозанятых; 4) работодатель выплачивает заработную плату самозанятому и осуществляет обязательные перечисления в бюджет за самозанятого работника (ИПН, ПН, Соц.отчисления); 5) ассоциация осуществляет взаимодействия с органами налоговой службы (предоставляет количество и персональные данные трудоустроенных самозанях лиц, для того чтобы вести контроль за работодателями, которые осуществляют обязательные перечисления в бюджет); 6) ассоциация представляет и защищает интересы самозанятых, в том числе по вопросам соблюдения законодательства в области занятости населения, трудового законодательства, законодательных актов по вопросам пенсионных начислений и обязательных страховых взносов; 7) предоставляет отчётность МТЗСН о продуктивно самозанятом населении. Таким образом, посредством данной ассоциации государство сможет вести эффективный отчёт за состоянием и проблем самозанятых в Казахстане.

4. Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-первых, данную категорию лиц необходимо включить в Закон РК                   от 7 июля 2004 года № 581-II «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», а также предоставить им все необходимые права, предусмотренные указанным Законом. Вы только представьте себе, это дети, лишённые родителей, дети, которые после выхода из детских домов как никогда сталкиваются с вопросами обеспечения образования и трудоустройства. Не имея достаточного представления о реалиях жизни и проблемах в сфере трудоустройства, обиженные на жизнь, они становятся на «неправильный» путь, пополняя ряды детской преступности. Поэтому, наш взгляд, особенно важно предоставить гарантии по получению образования и трудоустройству данной категории детей. Чтобы для них, только что вышедших во взрослую жизнь,  преступность – не становилось легальной формой самозанятости. Для этого, мы предлагаем в Закон РК «Об образовании в РК», Закон РК «О государственной молодёжной политики» включить нормы по трудоустройству для данной категории следующего характера: «для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на бесплатное основное среднее, общее среднее образование в государственных учебных заведениях, а также на техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование на основе государственного образовательного заказа, а негосударственных организациях образования получить образование на льготной основе                   с последующим трудоустройством в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Для молодых нужно создать все условия получения образования, особенно технического. Обучение на самые востребованные рабочие, технические и инженерные профессии необходимо сделать даже бесплатными, а трудоустройство - доступным.

5. Решение проблем сельской молодежи.  Для получения образования и достойной работы, определенная доля сельской молодёжи направляется в город, надеясь трудоустроиться. Но не всегда это завершается успешным решением вопросов. Почему спросите Вы… Во-первых квотные места и места государственного заказа на получение доступного образования для сельской молодежи ограничены (так указано в Законе РК  «О государственной молодежной политики ст. 6»). Во-вторых, крестьянские и фермерские хозяйства достаточно редко заключают трудовые договора с молодыми специалистами, не желая платить налоги и другие обязательные отчисления в бюджет. Молодые жители села надеяться на то, что в городе всё иначе. В-третьих, сельским молодым специалистам отказывают в приеме на работу, ссылаясь на их не востребованную или не конкурентоспособную профессию в городской местности либо отсутствие опыта работы. При этом работодатель предлагает низко квалифицированный труд, как правило, не гарантирующий каких-либо отчислений в пользу работника. Так пополняются ряды самозанятых из числа сельской молодёжи. Для решения проблем мы предлагаем:  1) в области образования – СУЗ и ВУЗ открыть свои представительства в районных округах для предоставления обучения, как по квотной, так и по льготной основе, по специальностям, являющимися востребованными для сельской местности; 2) обязать КФХ заключать трудовые договора с принятыми работниками, в том числе с работниками, имеющими даже родственные отношения, а в случае уклонения от данной нормы и нарушении трудового законодательства применять меры административных санкций. В тоже время, предлагаем государству рассмотреть вопрос о небольшом снижении налогов для КФХ, ИП, и юридических лиц в том случае, если трудовой коллектив состоит исключительно из принятых на работу молодых специалистов сельской местности. Необходимо привлечь работодателей и заинтересовать их принимать на работу сельскую молодёжь, обеспечивая им в дальнейшем социальные гарантии. Поскольку только императивными нормами закона и ответственностью, работодателей «не напугаешь». Необходима организованная политика на началах партнерства. 

Что это даст? Предложенные нами пути решения проблем молодёжи могут оказать положительное влияние на казахстанский рынок труда; защитить права молодёжи по трудоустройству и получению социальных гарантий.

В заключении мне бы хотелось сказать, что мы народ и государство должны приложить совместные усилия по созданию жизненно важных условий и гарантий для самозанятых, пробудить в них ответственность за будущее своей страны. А ведь дорога в будущее начинается именно с молодого поколения. Как подчеркнул Н.А. Назарбаев, наш лидер суверенного государства: -«Новое поколение казахстанской молодёжи должно глубоко понимать базовые ценности  - труд, работа, коллектив». И этим всё сказано!


Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код