Жанбосов Ануар Толеувич

Доктор экономики

: 459
:

Проблема самостоятельно занятого населения

Проблема самостоятельно занятого населения 

Социологический аспект

Самостоятельно занятое население – часть трудоспособного населения, занимающегося индивидуальной хозяйственной деятельностью. По данным портала www.zakon.kz, общая численность СЗН составляет не менее трети всех трудящихся в стране. 

Основные данные – образовательный и профессиональный уровень, демографический и другие параметры – позволяют определить СЗН как кластер. СЗН располагается в пространстве высокой организации: медицина и образование, наука и производство, ресурсы и инфраструктура страны позволяют решать их проблемы. 

СЗН – значительная социальная группа, достаточная и способная решать задачи государственного масштаба. Такая обширная группа должна найти своего исследователя уровня Питирима Сорокина в социологическом аспекте и в экономическом контексте. 
Данные исследований обеспечат надёжное определение и решения правовых проблем. 

Экономический аспект

Философ и экономист Востока, великий ибн Халдун утверждал: отдельная личность в одиночку не способна обеспечить индивидуальные потребности – для достижения своих целей люди должны сотрудничать.
Надёжное объединение СЗН в группы возможно при единстве целей, наличии средств, ясности пути. Это условия бесконфликтности БДК (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, А. Козер).  

Основной мотивацией СЗН является достойная жизнь: решение жилищной проблемы и задач продовольственной безопасности, медицинское обслуживание и отдых, доступное образование и пенсионное обеспечение, достаточный доход и посильное участие в делах государства. СЗН решает стандартные задачи в рамках модели потребностей (А. Маслоу).
Важно то, что мотивированное СЗН имеет более высокий потенциал (Д. Кейнс).

Теория формирования экономической политики позволяет определить основные факторы и их уровни в кооперации СЗН и государства (Я. Тинберген).
Сотрудничество государства и людей описано в виде идеи частно-государственного партнёрства (К. Маркс). Именно такой союз «государство и люди» – определение интересов сторон, выравнивание позиций и соблюдение прав – сократит коррупционное пространство.

Основные сферы интересов государства и СЗН: жильё и работа. Жильё и работа – это две стороны экономики: расходы и доходы. Новая экономика требует новых решений проблем снижения расходов и повышения доходов. Прежняя, советская военная экономика с военным производствами и военной жилищной системой этим требованиям не отвечает.  

Жильё
Жилищная проблема – обеспечение достаточного количества доступного, комфортного и управляемого жилья – имеет решение.
Теория выделяет три жилищные системы – на основе односемейного дома, в виде малосемейного жилища, на базе многоквартирного домостроения. Основным требованиям государства и СЗН отвечает интегрированная жилищная система: малосемейное малоквартирное домостроение с автономным благоустройством и полным самоуправлением.
Такая жилищная система (юнит-хаус) – единое, интегрированное целое: домостроение доступно, эксплуатация комфортна, самоуправление эффективно. Достаточность достигается простым воспроизводством и накоплением жилья. Ипотека замещается управляемым жилищным кредитом без залога. 
Решение жилищной проблемы – интегрированная жилищная система.

Работа
Существующая индустриальная основа страны, успешно модернизируемая в рамках ГП ФИИР, требует дополнений, ориентированных на индивидуальные потребности населения. 
Индивидуализация производства сопряжена с задачами оптимизации размера трудового коллектива. Крупные заводы с многотысячными коллективами это часть индустриального настоящего и основа постиндустриального будущего. Обеспечение и полноту разнообразия потребления следует формировать в компактных формах (С.Барков).
Казахстан входит в круг стран, имеющих право и возможность полного удовлетворения немассовых потребностей. Разнообразие потребления способно удовлетворить разнообразие предложения – таково экономическое отображение закона разнообразия (У.Эшби). 
Близкие реализации разнообразия – инсорсинг и аутсорсинг.

Интегрированная жилищная система допускает интеграции более высокого уровня. 
Наиболее полно всем требованиям отвечает сложная интегрированная среда: жилищная система с зонами дохода.  
Следующим этапом интеграции является система юнит-блок: специальным образом соединённая совокупность систем юнит-хаус. 
Более сложные и производственные задачи способна решать система юнит-сити: это интегрированный район в городской агломерации.
Областные и региональные системы интегрируются в системах юнит-ленд.

Малая социальная группа (МСГ) имеет свои законы организации. Социально однородные, профессионально связанные, экономически близкие или родственные люди могут иметь общий дом и стать новым коллективом. В этом состоит их отличие от фирмы. 

МСГ следует видеть как новый субъект общества – шаруа (хозяйство = дом + дело).

Новый коллектив это отдел программистов и научная группа, конструкторское бюро и инженерный сектор. Цех фармации и бригада аграриев, охрана объектов и границы. Проект в Сети и технологическая лаборатория. Телестудия, сыроварня, ателье, мастерская, минизавод.  
Шаруа дадут тысячи локальных высокотехнологичных производств индустриального  Казахстана. Они – мозг и сердце творческой среды малых и средних предприятий, а крупные заводы будут заняты серийным и автоматическим воспроизведением их решений. 
Союзы СЗН проведут модернизацию страны и построят себе жильё. Эта среда станет национальным поставщиком и достойным заказчиком новых и сложных продуктов и услуг: авиационных, космических, морских, нанотехнологических и пр. 
СЗН способно решить проблемы с неравномерностью социального, экономического, демографического пространства и задачи связности территории страны.  
Такая среда обитания имеет надёжную экспортную перспективу.

Политический аспект

Шаруа – это реальный средний класс – они реализуют правило Президента Казахстана Н.Назарбаева о трёх ключах: от дома, от офиса и от автомашины.
Такой средний класс будет твёрдой опорой власти и государства (Аристотель). 
Микрополитика группы СЗН соответствует внутренней политике государства. Цели шаруа и государства совпадают. Им следует договориться о средствах и стратегии. Страну преобразуют объединённые усилия народа и государства – новым отношениям необходимы новые правила, новая правовая основа.

Юридический аспект

Актуальность и фундаментальность проблемы, её социологические, экономические и политические аспекты предполагают системное правовое осмысление. Интегрирование МСГ СЗН (шаруа) в правовое пространство государства важный и необходимый этап. СЗН следует ввести в нормы права – закреплённые в законе правила поведения, исполнение которых обеспечивается государством. 
Отсутствие нормы или отклонения от соблюдения вызывают юридические девиации, например, коррупцию.
Коррупция – частное решение неравенства. Общее решение неравенства – равенство.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством обязательное для всех правило, из которого следуют права, обязанности и ответственность сторон данных отношений. 

Государству необходимо инициировать разработку новых законов и внести поправки в действующие акты. Важным является формирование новой правовой концепции в отношении такой значительной социальной группы как СЗН. 
Правовая концепция: цели, средства, стратегия.
Цели – включение СЗН во все стороны жизни страны: законодательные меры по правовому определению СЗН, по его месту в правовом пространстве и пр.
Средства – приобщение СЗН к решению сложных и критических проблем страны (молодёжные и демографические программы, несбалансированность экономики, региональные и отраслевые диспропорции, зависимость от импорта…).
Стратегия – механизм и план реализации: формирование совместного управляющего исполнительного органа  (народное министерство), использование успешных сторон опыта программ Болашак, Оралман и ГП ФИИР. Разработка алгоритма реализации с глубиной планирования 15-20-25 лет (дорожная карта).
Системное применение социологических, экономических, политических и правовых решений позволит сформировать целевую Национальную программу. 
Национальная программа «Самостоятельно занятое население» в основе своей должна содержать новые законодательные новации, а также дополнения к существующим законам.
К первоочередным актам следует отнести:
1. Закон «О самостоятельно занятом населении». Полное правовое определение нового субъекта права – шаруа. Юридическое различение фирмы и шаруа. 
2. Закон «О национальной инновационной системе». О формировании системы СРПП с определением места союзов СЗН.
3. Закон «О промышленной политике». Лизинг производств малых форм, обеспечение шаруа средствами производства, квотирование государственных закупок и пр.
4. Закон «О замещении импортных товаров и услуг». В вопросах продовольствия. В сфере медицины. В области образования. В индустриальной сфере. Формирование Доктрины национальной самообеспеченности.
5. Закон «О банковско-финансовой системе». Формирование понятия «доход СЗН».  
6. Закон «О пенсиях». Формирование понятия «пенсия СЗН».  
7. Закон «О стандартизации». Дифференциация и унификация товаров и услуг по территории страны.
8.
9. Дополнения и изменения в Трудовой кодекс, в Гражданский кодекс, в Жилищный кодекс, в Налоговый кодекс, в Градостроительный кодекс… 

Основные ожидаемые результаты

К 2025-2030гг будет реализовано решение жилищной проблемы. 

К 2030-2040гг страна будет иметь собственную научно-технологическую и инженерно-конструкторскую основу национальной инновационной системы, как естественную часть европейской системы. Страна самостоятельно создаст национальные СРПП (системы разработки и постановки производства) постиндустриального развития. 
СРПП Казахстана охватят весь цикл НИР, ИТР, ОКР.

К 2035-2045гг страна будет иметь параметры: 
– цивилизационное пространство: новая среда обитания с сохранением традиций и новой идентичностью.
– государственное пространство: новый субъект и источник экономической власти. 
– политическое пространство: шаруа как полновесный средний класс с патриотическим мировоззрением, с поддержкой государства и правительства.   
– социальное пространство: пожизненный наём (японская модель), мобильная система получения знаний, оптимальная среда передачи опыта, управляемая пенсионная линия, достаточный уровень здравоохранения … 
– юридическое пространство: новый субъект экономики и права, появление понятий полной собственности и совмещённой собственности, надёжное обеспечение и защита прав собственности… 
– экономическое пространство: новая малая промышленность (швейцарской модели, в которой предприятия с 7-12 сотрудниками вырабатывают 60% ВВП в аграрной и военной, пищевой и электронной, часовой и ювелирной отраслях) . 

Государство получит качественно нового собственника с собственным жильём и собственным делом – шаруа. 
Экономика обогатится научно-технологическими учреждениями и производствами, ликвидной недвижимостью, а ВВП пополнится новым источником. Будут решены основные проблемы замещения импорта и обеспечена полная занятость. 
Объём теневой экономики сократится. Полное определение, выравнивание и соблюдение прав сторон улучшит правовую среду. Шаруа способно к противостоянию в коррупционном пространстве. Коррупция сместится в отношения бизнеса с государством.
Независимая страна получит свою, независимую и управляемую, экономику.


Литература.
Аристотель. Политика. Вторая аналитика. М. 1982
Барков С. Социология. М. 2005.
Жанбосов А.Т. Жилище: физика, экономика, политика. М. 2014
ибн Халдун. Восемь мудрых принципов политической мудрости. www.islam.ru 
Кейнс Д.М. Беглый взгляд на Россию. 1920.
Маркс К. Капитал. М. 2011.
Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. Алматы. 2010.
Сорокин П. Социология. М. 2007.

Примечание.
Благодарю портал www.zakon.kz за возможность участия в важном государственном деле. 
В случае победы в конкурсе отказываюсь от денежной части в пользу самого молодого конкурсанта. 


...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код