Абраменко Олеся Юрьевна

Инспектор

: 1009
:

Индустриально-инновационное развитие Казахстана как фактор выведения самозанятых из теневой экономики

Индустриально-инновационное развитие Казахстана
как фактор выведения самозанятых из теневой экономики

      В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года президент нашей Республики Н.А. Назарбаев указал на необходимость модернизации политики занятости населения в целях расширения доступности производительной занятости, повышения трудовой мотивации и роста доходов населения. Одним из индикаторов развития трудового рынка является увеличения количества занятого населения. В этих целях государством разработана Дорожная карта занятости 2020, утвержденная постановением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636. Однако предпринимаемых мер со стороны государства, в части трудоустройства населения недостаточно. Несовершенство законодательного механизма, неполная реализация государственных и правительственных положений по снижению уровня безработицы, отсутствие должного контроля за рынком труда приводит к увеличению в стране неофициальной рабочей силы и как следствие появление теневой экономики.

    Актуальный вопрос обеспечения кадрами в рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы с привлечением самозанятого населения, имеющего определенный профессиональный потенциал, рассматривается нами неслучайно. Прежде всего, данный вопрос должен быть направлен на самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных казахстанцев."Надо обеспечить возможность участия каждого казахстанца в масштабной индустриализации нашей страны. Огромным кадровым резервом нашей экономики является самозанятое население.", – отметил Глава государства.

     Итак, проанализируем ситуацию глазами народа. После распада СССР многие предприятия, заводы, фабрики закрылись из-за своей нерентабельности. На смену им, пришло индивидуальное предпринимательство и малый бизнес. Но нам все очевидно ясно одно – сектор малого бизнеса не может охватить глобальную занятость населения, как это было раньше в советском союзе, когда люди отдавали все свои силы и знания, трудясь на крупных заводах и предприятиях. Рабочие, как говорится, труженики своего дела остались безработными. Часть из них, у которых есть доход – открыли свое дело, а другая – пополнив ряды самозанятых – обрекла свою жизно на самосуществование, перебиваясь сейчас непостоянными заработками. А ведь среди них были настоящие спецы своего дела: инженеры, архитекторы-конструкторы, кузнецы, прорабы, строители, штукатуры, маляры и просто подсобные рабочие. Где они сейчас Вы знаете…Рыночная экономика заставила эту категорию людей, когда-то нужное государству, спрятаться под «шапкой теневой экономики», неофициально работая на себе или кого-то и хоть каким-то образом материально обеспечить себя и свою семью. И таких – немало! Они остались без государственной поддержки и средств существования. 

      Теперь приняв программу индустриально-инновационного развития Казахстана, необходимо коренным образом изменить данную ситуацию. Возрадить нашу национальную экономику, поднять всех на производство и защиту товаров отечественного производства, воссоздать всё то, что когда-то при советском союзе приносило огромную прибыль стране. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28.01.2011 г. «Построим будущее вместе!», Глава государства подчеркнул: - «Новые предприятия мы строим для того, чтобы там работали казахстанцы. Они должны готовиться к этому. Учиться новым профессиям. Правительство совместно с бизнес-сообществом должно предоставить бесплатное профессиональное обучение тем, кто хочет работать на индустриальных объектах. Используя этот опыт, сейчас необходимо построить работу так, чтобы индустриализация стала по настоящему всенародной, делом каждого казахстанца!»    Так, давайте уважаемые казахстанцы следовать велению этой программы. 

        Исходя из выше сказанного нами, хочется ответить на главный вопрос:  «Как решить проблему самозанятых в Казахстане?»:
     1) Профессиональная подготовка и трудоустройство кадров. Востребованными специальностями в рамках программы индустриально-инновационного развития Казахстана являются технические, инженерные, информационные. Самозанятые имеют достаточно высокий уровень образования, особенно те, кто когда-то проработал на тех же предприятиях и заводах. Главная задача государства – непродуктивную часть населения вывести из теневой экономики и задействовать в программе индустриально-инновационного развития. Кроме того, среди них есть специалисты как с высшим, так и со средним специальным образованием, то есть имеется неплохая база для подготовки специалистов из числа самозанятых.

     Подготовка кадров рабочих специальностей не может проводится на должном уровне, поскольку на сегодняшний день сеть казахстанских технических учебных заведений слабо оснащены современным обучающим оборудованием. А согласно            ст.21 Закона РК от 9 января 2012 года №534-4 «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», мы должны обеспечить субъектов индустриально-инновационной деятельности квалифицированными кадровыми ресурсами посредством размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов для приоритетных секторов экономики. А если нет той самой техники для обучения, каким образом государство будет решать проблему квалифицированных кадров? С одной стороны, направлять самозанятых на стажировку в иностранное государство – дорогое удовольствие для нашего государства, с другой стороны – привлечение иностранной рабочей силы – тоже вариант не из лучших (это влечет за собой трудоустройство иностранцев и не как не решает проблему самозанятых казахстанцев, итак ищущих себе работу в рамках данной Программы). 

Предлагаем следующую схему решения проблемы:  «Ученик-контракт-обучение-практика-трудоустройство». Что это означает: необходимо на базе нацкомпаний разработать и внедрить новую программу по трудоустройству под названием «Заключи контракт – получи работу!». По Республике Казахстан посредством СМИ объявить о запуске данной программы в рамках реализации плана по индустриально-инновационному развитию Казахстан. Содержание программы, которое предлагается нами, с учётом баланса потребностей общества и государства: 1) привлечь самозанятых Республики Казахстан из числа востребованных специальностей в рамках Программы; 2) заключить долгосрочный контракт по обучению с последующим трудоустройством в рамках реализаци индустриально-инновационного развития Казахстан (в контракте должны быть привлекательные условия для работы: гарантированная должная заработная плата; субсидирование переезда и предоставление типового арендного жилья (место в общежитии – как альтернатива), выплата подъёмных средств, гарантии, предусмотренные действующим трудовым законодательством, ответственность сторон); 3) связать данную программу с программами Нацбанка и банками второго уровня по льготному кредитованию самозанятых в рамках программы индустрально-инновационного развития (для работающих по контракту в городе – льготы на приобретение жилья, для работающих по контракту в сельской местности – микрокредитование для открытия собственного дела, созданию рабочих мест через содействие развитию предпринимательства на селе за счет поддержки частной предпринимательской инициативы и комплексного развития опорных сел); 4) заключить меморандумы с крупными национальными компаниями, организациями и предприятиями, имеющими на своей основе современное высоко-технологическое обуродувание и опытных специалистов (прошедших стажировку) для обучения казахстанцев новейшим оборудованиям, приобретенным по инвестиционным проектам зарубежом. Государство должно поддержать такие предприятия и opгaнизации, готовые обучить и трудоустроить участников Программы. Это обоюдно и экономически выгодно – нет необходимости привлекать иностранцев и отправлять рабочих Казахстана зарубеж для изучения нового поступившего оборудования. 5) обучать посредством дистанционного образования. Сейчас век информационных технологий, поэтому дистанционное обучение, в том числе по вопросу использования новейшего оборудования – должно стать основой экономически незатратного способа обучения. Обучение можно проводить посредством видео интернет-конференций с участием иностранных специалистов. То есть нет необходимости приезжать к нам – всё доступно и просто можно объяснить наглядно посредством видеосвязи! 

     2) Устранение дефицитной инфраструктуры на селе. Однажды, разговаривая с одним из самозанятых на селе, нами было замечено, что проблемы недостающих ресурсов и источников, являются главным фактором неразвития предпринимательства на селе и отсутствия желания у сельчан открывать собственное дело. - «Дочка, да у нас воды – нет,  дороги – разбитые. А в других сёлах так вообще даже света  не бывает». Послушав данный разговор, задумаешься о том, как в таких условиях можно предпринимательством заниматься. - «Чтобы привести воду, приходится в соседний район ездить, а в худшем случае – в город». А если запускать какое-нибудь производство – денег мало: - «банки неохотно дают кредит». И эта проблема ни одного села, поверьте, проведите мониторинг и убедитесь в этом сами. Поэтому для организации своего дела будущему предпринимателю необходимо довести недостающую инфраструктуру (построить дорогу, подвести тепло-водоснабжение, электрические сети, и др.), самостоятельно – это сделать почти невозможно, поскольку на это необходимы большие денежные затраты и согласования с уполномоченными органами. Самим бы просуществовать. Вот так и получается, что самозанятые работают на селе без каких-либо удобств, неговоря уже о каких-то социальных гарантиях и открытия собственного дела. 

В этой связи, предлагаем для самозанятых сельской местности - оформить технико-экономическую заявку с указанием недостоющей инфраструктуры, которая помогла бы открыть собственное дело.   На базе Правительства РК создать выездную комиссию, которая бы принимала и рассматривала данные заявки с последующим решением данных проблем по возмещению целевых денежных средств, направленных на развитие инфраструктуры в сельской местности. Ведь, как указано в программе индустриально-инновационного развития: «Правительство совместно с местными органами власти должно проработать комплекс мер по развитию сельского предпринимательства». А это, как мы видим, возможно будет только при устранении дефицитной инфраструктуры на селе и контролем государства за предоставлением микрокредитов для открытия собственного дела. «Все сто процентов выданных микрокредитов по государственной линии должны идти только на организацию собственного дела». Таким контролем со стороны Правительства РК будет выявлена работа местных исполнительных органов по данному направлению.   

 Что это даст? Предложенные нами пути решения проблем целенноправленно помогут реализовать Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы; привлекут новые рабочие силы из числа самозанятых; помогут открыть собственное дело на селе; решат проблемы с дефицитной инфраструктурой на селе.

 В заключении мне хочется сказать, что в нашем суверенном государстве есть все необходимые ресуры для индустриально-инновационного развития страны, как трудовые, так и природные. И если с правильно-организованной политикой подходить к этим ресурсам, то они принесут нам свои плоды. 


...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код