Жумабек Жанат Серикулы

Юрист

Просмотров: 101
Комментариев:

Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
    
   В законах Республики Казахстан отсутствует определение понятия «самозанятый». Фактически к самозанятым в Республике Казахстан могут быть отнесены все лица, которые занимаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан предпринимательством.

    Считаю, что успешность реализации лицом своей идеи открыть собственное дело во многом зависит от законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства и налогообложения.

    Необходимость периодически сдавать отчеты и декларации  в государственные органы при осуществлении им личного предпринимательства и небольшом обороте денег в бизнесе, зачастую становятся основанием для отказа от идеи открытия  своего дела.

    Так, не каждый самозанятый обладает познаниями в налоговом законодательстве Республики Казахстан и не может правильно и грамотно составить отчеты и декларации, в связи с чем  ему, чтобы избежать  штрафов,  будет необходимо периодически привлекать за плату специалистов в этой области или содержать в штате  квалифицированного бухгалтера.

    В настоящее время, наиболее удобным, по моему мнению, для самозанятых является отношения с налоговыми органами государства на основании патента, так как  исполнив один раз в год свои обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, в дальнейшем он, не отвлекаясь, будет заниматься своим бизнесом.     

    Большой потенциал  в нашей стране с высоким уровнем  образованности населения имеет бизнес по оказанию различных консультационных услуг, так как открытие такого дела требует  минимальных затрат. Однако в силу подпунктов 8,9,11 пункта 4 статьи 428 Налогового Кодекса Республики Казахстан субъекты малого бизнеса, оказывающие консультационные услуги, деятельность в области бухгалтерского учета или аудита, осуществляющие деятельность в области права, юстиции и правосудия лишены права работать по специальному налоговому режиму  на основе патента.

   Наибольшую актуальность проблема самозанятых имеет в сельской местности, так как  выбор сферы деятельности там зачастую ограничен. Одним из решений увеличения количества самозанятых и развития предпринимательства на селе считаю совершенствование  Закона  Республики Казахстан «О крестьянском  хозяйстве или фермерском хозяйстве» (далее Закон о  крестьянском хозяйстве).  

   Так, в настоящее время в  вышеуказанном законе предусмотрено ведение  бизнеса в крестьянском хозяйстве супругами  и  близкими родственниками, в связи с чем войти в состав действующего крестьянского хозяйства человеку, который не является близким родственником главы крестьянского хозяйства,  юридически невозможно. 

   Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений 
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности крестьянских или фермерских хозяйств» № 420-IV ЗРК  от 24 марта 2011 года в пункте 1 статьи 1 Закона о крестьянском хозяйстве в части первой слова «семейно-трудовое» заменена словом «трудовое», однако в пункте 3 статьи 1 Закона о крестьянском хозяйстве  оставлено положение, что предпринимательская деятельность в крестьянском хозяйстве выступает в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной  собственности. 

   Принимая во внимание, что в настоящее время ведение крупного крестьянского хозяйства требует значительных финансовых затрат, то его ведение  в форме семейного предпринимательства  не способствует развитию  самого крестьянского хозяйства, так как при наличии больших посевных площадей, члены одной семьи не всегда способны инвестировать в крестьянское хозяйство без чьей-либо помощи со стороны.   

  В России же вопрос о включении в состав крестьянского хозяйства лиц, не являющихся родственниками  главы крестьянского хозяйства  решен в  подпункте 2 пункта 2 статьи 3 федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где указано, что членами фермерского хозяйства могут быть и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. При этом максимальное же количество таких граждан не может превышать пять человек.  

   Можно решить эту проблему путем преобразования по законодательству РК крестьянского хозяйства в ТОО, однако при этом будет  потеряны многие преимущества предоставленные государством именно для крестьянского хозяйства. 

  Исходя из вышеизложенного, считаю, что было бы целесообразно внести изменения в Закон о крестьянском  хозяйстве, исключив из него понятие крестьянского хозяйства, а также  разделение ведения фермерского хозяйства в форме личного  предпринимательства и в форме  простого товарищества.

 В случае принятия таких изменений, фермерское хозяйство могло бы в ходе осуществления хозяйственной деятельности, избирать те формы  ведения бизнеса, которые ему необходимы, с уведомлением о происшедших изменениях только налоговые органы. 

   По моему мнению, не способствует увеличению количества самозанятых и условия   кредитования сельских жителей, желающих заняться племенным животноводством.

   Так, для получения в финансовый лизинг сельскохозяйственных животных (племенной  крупный рогатый скот) требуется софинансирование  не менее 15 % от стоимости предмета лизинга,  а также  обеспечение  в виде  залога зданий (помещений) для содержания КРС, вместе с земельным участком, на котором располагаются здания (помещения), а также земельных участков, предназначенных для пастбищных угодий на весь срок действия заключаемого договора финансового лизинга.

   Учитывая, что не у каждого желающего заняться разведением  племенного крупного рогатого скота на селе имеются денежные средства для внесения и минимального процента софинасирования, а также обеспечение в виде залога, то значительного увеличения количества самозанятых на селе без принятия мер по облегчению условий  их кредитования, по моему мнению, не будет.

   Решением данного вопроса было бы внесение в законодательство РК положений о предоставлении акиматами сельских районов в упрощенном порядке, лицам желающим заниматься племенным животноводством земельных участков, предназначенных для пастбищных угодий на весь срок действия заключаемого договора финансового лизинга, которые в дальнейшем были бы предпринимателями представлены в лизинговую компанию в качестве залога, без внесения суммы софинансирования, предусмотрев  процедуры  страхования  передаваемого  племенного скота, для исключения причинения возможных убытков лизингодателю.
   


Комментарии
Загрузка комментариев...
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код