Озерова Каринэ Овиковна

Юрист

Просмотров: 118
Комментариев:

Решение проблемы самозянятого населения страны


Решение проблемы самозянятого населения страны

В настоящее время не малую часть граждан, так или иначе получающих доход, составляют так называемые «Самозанятые». 

Прежде чем  начать рассуждать на тему самозанятости, я думаю для начала нужно понять в какой степени «Самозанятые» являются проблемой для Государства. Начнем с того, что «Самозанятые» это не безработные. И говорить о том, что они представляют собой и/или создают непременно проблемы наверное все-таки не совсем правильно.

На сегодняшний день, как известно более 2,6 млн. человек в нашей Стране самозанятое население.  Однако, стоит все-таки понять по каким причинам такие люди уходят так скажем в «теневой бизнес».

Возникушую проблему самостоятельно занятого населения, на мой взгляд, следует искать не в том, что к примеру такая категория людей попросту не хочет платить налоги и взносы, а в экономической политике Страны.

Ввиду того, что занятость представляет собой общественно-экономические отношения, в которые вступают люди между собой по поводу участия в общественно полезном труде, соответственно Показатель занятости характеризует количественный и качественный уровни использования трудоспособного населения, сложившуюся в Стране экономическую ситуацию, деловую и фанансовую активность, уровень жизни и доходов населения и его платежеспособный спрос. Таким образом, Занятость характеризуется различными формами, структурой занятого населения в отраслях экономки.

На сегодняшний день по отношению к такой специфической категории населения, как «Самозанятые», в основном преобладают негативные оценки. Главным образом они связаны с тем, что данная группа населения не платит налогов, соответственно не отчисляет пенсионных взносов и в перспективе это может составить для Государства социальную проблему в тот момент, когда встанет вопрос об их социальном и пенсионном обеспечении. Кроме того, самозанятых автоматически зачисляют в социально уязвимые слои населения. Однако,  в расчет не берется тот фактор, что самозанятое население по своей структуре неоднородно и включает разные группы и по уровню доходов и по характеру занятости населения. Учитывая, что «Самостоятельная занятость»- это «занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства (реализации) товаров и услуг», соответственно самозанятых можно условно разделить  на четыре группы:  работодатели (физические лица, управляющие своим собственным предприятием или занимающиеся независимой предпринимательской деятельностью и имеющие одного или нескольких наемных работников), самостоятельные работники, неоплачиваемые семейные работники и члены производственных кооперативов.

Тем не менее, ни в одном документе не зафиксировано то, что самозанятый, как правило, нигде не зарегистрирован в качестве официального плательщика налогов, а также в качестве официально работающего лица.

Налоговый кодекс РК предусматривает только отдельные категории самозанятых, которые должны самостоятельно декларировать свои доходы, платить подоходный налог и вносить взносы в накопительные пенсионные фонды. К ним отнесены, к примеру, зарегистрировавшиеся индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты.
«Закон о занятости населения» Казахстана дает определение самозанятости, однако, как видно из практики для целей государственной статистики принята иная формулировка. Таким образом, на сегодняшний день в Законе нет точного и единообразного определения понятию «Самозанятость».
На мой взгляд, не стоит принимать Самозанятых исключительно как негативное явление и проблему для нашей Страны, хотя бы по тем причинам, что:  
Во-первых, Самозанятые являются наиболее работоспособной, инициативной и независимой частью нашего общества. Эти люди кормят не только себя, но и своих детей, стариков. Благодаря им в обществе сохраняется и политическая и социальная стабильность, так как они сами находят себе дело, не жалуются и не предъявляют претензий государству.
Во-вторых, эти люди смогли себя занять в сложившихся обстоятельствах, то есть самостоятельно решили свою проблему, касательно применения своих навыков и умений.
В-третьих, Самозанятое население – кадровый резерв индустриального развития Казахстана, который имеет определенный профессиональный потенциал.
В –четвертых, Самозанятость в настоящих рыночных условиях – это обязательный объективно присущий элемент рыночных отношений. Ее развитие обусловлено действием как экономических, так и социальных факторов. Экономическая идеология рынка – это переход каждого трудоспособного к самообеспечению и самореализации. Кроме того, рынок создает новые стимулы к труду посредством  создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, института частной собственности.  

Я думаю, сложно говорить о самозанятых в нашей Стране, как о единой группе людей, с общими проблемами и потребностями хотя бы потому, что самозанятое городское население сталкивается с проблемами, практически не имеющими ничего общего с самозанятыми, проживающими в поселках. Таким образом, я считаю необходимым в первую очередь разработать план и создать своего рода статистическую базу данных по изучению городских и сельских самозанятых, с учетом спецификации  в той или иной отрасли. Данным вопросом, на мой взгляд,  должно заниматься Агенство по статистике и другие профильные министерства. 

Учитывая, что Самозанятость является одним из важнейших факторов устойчивости экономического развития Страны, так как дает возможность множеству людей выбрать наиболее приемлемую для них форму и вид экономической, социальной или творческой деятельности, считаю вполне возможным создание своего рода Ассоциации самозанятых. Причем такая ассоциация может быть создана как общая, т.е. Ассоциация самозанятых Республики Казахстан, к примеру, так и Ассоциации области и/или районов. Цель создания подобных Ассоциаций может заключаться в защите прав и интересов самозанятых, в свою очередь самозанятые должны вносить определенные взносы в такие ассоциации. Из поступающих взносов Ассоциации будут оплачивать те же самые пенсионные взносы и предусмотренные законодательством налоги. Вступить в такую ассоциацию самозанятые смогут на основании индивидуального договора. Т.е. как вариант, возможно, что если самозанятый состоит в такой ассоциации, законом может быть предусмотрено его право лично не осуществлять регистрацию, это за него должна будет сделать ассоциация, в составе которой он будет состоять. Тем самым для смозанятого уже не будет проблемой бегать по инстанциям, дабы осуществить постановку себя на учет и прочее, что сбережет и его время и его нервы. 

Всем понятно, что в целом конечно главные проблемы вокруг данной категории населения связаны с недостаточной изученностью вопроса. Кто-то из числа самозанятых не делает пенсионных взносов, отмечая, что это обусловлено низкими доходами, которых хватает только на жизнь. Другие  не делают пенсионных отчислений так как считает, что еще слишком молод, чтобы начать копить на старость. Ну а кто-то попросту не доверяет пенсионным фондам и государственной пенсионной политике. На самом же деле, мне кажется, что данная позиция обусловлена именно низким уровнем доходов, как следствие жесткой конкуренции на рынке услуг. 

На мой взгляд, нужно ужесточить меры по внесению  такой категорией населения обязательных взносов в пенсионный фонд. Но сделать это нужно так, чтобы у такой категории лиц был интерес в таких взносах. То есть, к примеру предусмотреть в Законе «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан», что если на протяжении последних 5-10 лет лицом не вносится взнос, то по выходу на пенсию такое лицо сможет рассчитывать только на ½ часть от прожиточного минимума. 

Что касается налогообложения, то здесь так же необходимо будет вносить поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан, где предусмотреть конкретные ставки по налогообложению. Однако в данном случае, необходимо будет опять-таки обратиться к Агенству по статистике и профильным министерствам. Сделать это будет необходимо потому, что самозанятых придется разделить на две группы по  уровню доходов. К одной группе необходимо будет отнести низкодоходных самозанятых, ко второй группе – самозанятых с доходом более высоким, образно скажем свыше 1 000 МРП в месяц. Здесь необходимо учесть, что на данное время уже введены понятия «продуктивно» и «непродуктивно занятые», что сделано с целью повысить адресность и сфокусировать меры господдержки на тех, кто в этом действительно нуждается.

Необходимо в обязательном порядке в Законе «О занятости населения» Республики Казахстан дать точное определение понятию «Самозанятость».  Возможно, было бы гораздо эффективнее разработать непосредственно Закон «О самозанятых гражданах РК», где предусмотреть точное определение самозанятости, права и обязанности таких граждан, порядок их регистрации и оплаты ими всех обязательных платежей в бюджет. 
Я не стану разглагольствовать на тему применения карательных мер в отношении 
самозанятых. Однако, предусмотреть штрафные санкции все же необходимо. Продуманный механизм штафных санкций обеспечит своевременное внесение обязательных налоговых платежей и пенсионных взносов. Углубляться в данный вопрос я не стану, по той причине, что есть у нас чиновники, чьей работой является разработка и решение такого рода вопросов. Все-таки разработку подобных проектов правильнее адресовать людям, к чьей компетенции это относится. 

Что касается предложений по повышению правовой культуры современного казахстанского общества в целом, то хотелось бы отметить тот факт, что большинство наших граждан не знают своих законных прав, что порой приводит к незаконным действиям со стороны работников тех или иных учреждений. На сегодняшний день было бы целесообразным создать центры обучения правовой грамотности. В таких центрах создать рабочие места для квалифицированных специалистов, которые смогут преподавать в той или иной сфере, скажем отдельно по налоговому праву, отдельно по гражданскому и т.п. Таким образом появятся новые рабочие места и люди, прошедшие такие курсы станут юридически подкованы. Однако, здесь нужно учитывать и тот факт, что подобные Центры должны быть финансированы из средств государственного бюджета. В противном случае большинство людей за свой счет попросту туда не пойдет.

В целом же, на сегодняшний день со своей стороны Государство стремится решить проблему самозанятых с помощью реализации «Дорожная карта бизнеса – 2020». В рамках этой программы ведется работа по субсидированию и гарантированию предпринимательских инициатив. Принята программа развития агропромышленного комплекса до 2020 года. Проводится работа по снижению административных барьеров. Снижены сроки по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, соответствующие процедуры проводятся по упрощенному порядку. Помимо этого, в соответствии с поручением Президента в рамках Стратегии «Казахстан-2050» перед правительством поставлена задача по принятию комплексной программы «Дорожная карта занятости – 2020», в рамках которой сейчас реализуется ряд мероприятий, в том числе по развитию опорных сел. Так же, в рамках «Дорожной карты» ставится задача определения статуса личных подсобных хозяйств, то есть принятия закона «О личных подсобных хозяйствах» и внесения изменений в соответствующий Закон «О занятости населения».

В заключении хочу добавить, что конечно же не помешало бы ввести специальные налоговые послабления для самозанятого населения. Другими словами Государству необходимо в первую очередь создать привлекательные условия для самозанятых, чтобы возможно на каком то из этапов своего развития такие граждане захотели вывести свою деятельность в легальное поле.  





Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код