Каппасов Балтабай Маданиевич

Бакалавр

Просмотров: 428
Комментариев:

Cамозанятость - резерв экономического развития страны.

Самозанятость — работа, выполняемая в рамках собственного дела, а не найма. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников;  лица, занятые на индивидуальной основе (няни, фотографы, программисты, дизайнеры, лица, осуществляющие частный извоз и т.д.). Самозанятые сами несут ответственность за уплату своих налогов и страховых взносов. Кроме того, самозанятым приходится самим заботиться о своем здоровье и безопасности в процессе трудовой деятельности. Доходы самозанятых складываются из выручки от выполненной работы, прибыли от используемого частного капитала и награды за предпринимательскую активность. В зарубежных странах самозанятость физических лиц позволяет не только обеспечить необходимый уровень жизни, но и служит одним из значимых составляющих экономического развития страны. 
       Таким образом, видим, что самозанятость сама по себе далеко не проблема для государства, вместе с тем несколько иная картина складывается в Казахстане.        Неудовлетворенность спроса на рабочие места приводит к рас¬ширению самозанятости населения. Следует сказать, что в рамках активной политики на рынке труда все более важное значение приобретают программы содействия разви¬тию самостоятельной занятости, обучению предпринимательским на¬выкам и созданию малого бизнеса. Формирование слоя собственников и предпринимателей, рост конкурентоспособности частного сектора в производстве товаров и услуг может смягчить ситуацию в эко¬номике, снять социальную напряженность в обществе.
                                       Схематично ситуацию в РК  можно представить так.
 Схема самостоятельно занятого населения в Казахстане
(на примере Павлодарской области)


Проблема заключается в  выводе самодостаточных непродуктивно самозанятых (далее СНС) в легальное поле. Создание привлекательных  условий для выхода из так называемой «тени».  Эти люди нигде не зарегистрированы и неизвестно, каким образом они в дальнейшем будут получать пенсию, социальную защиту и т.д.

    В сельской местности СНС в основном ведут достаточно крупное личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Для этой  части населения это  источник денежных доходов в результате реализации продукции ЛПХ. При этом роль ЛПХ в доходах сельского населения значительно выше, чем городского.  В городской местности  СНС, небольшие  коллективы 2-5 человек, прояв­ляется в такой деятельности, как строительство, ремонт домов, квар­тир,  ремонт бытовой техники, изготовление мебели и т.д.

Как показал подомовой обход, более 2-х тысяч семей (около 5,0 тыс. трудоспособных граждан) по области в своем подворье имеют поголовье скота, достаточное для получения дохода, в том числе свыше 100 семей – имеют  50  и более голов на каждого члена семьи. Они не зарегистрированы как субъекты малого предпринимательства, от участия в мероприятиях ДКЗ 2020 и других государственных программ отказываются. При этом пользуются общественными пастбищными, сенокосными угодьями сельского округа, использует наемную рабочую силу без оформления трудовых отношений. Для формализации деятельности данной категории самозанятых требуется нормативная база, предусматривающая их обязательную регистрацию в налоговых органах и обязывающая их производить пенсионные и социальные отчисления.

Для привлечения к участию в ДКЗ 2020  СНС граждан предлагаем в пилотном режиме включить в программу механизм их субсидирования, предусматривающий финансирование после их официальной регистрации в налоговых органах, создания рабочих мест и отчисления ОПВ себе и своим работникам.

Субсидии на каждое рабочее место в размере 20,0 тыс. тенге в течении 12 месяцев.

При этом, претендентами на субсидирование могут быть физические лица из числа непродуктивно самозанятых граждан, использующих труд наемных работников без оформления трудовых отношений, имеющих подворье от 20 и более КРС на  одного члена семьи, занимающихся различными видами ремонтов, изготовлением мебели, не имеющие действующий бизнес, зарегистрированный  в налоговых органах, в течение 3-х последних лет;

 работодатель обязан:

-зарегистрироваться в налоговых органах в качестве ИП или КХ; - производить социальные отчисления, 10% ОПВ, и другие обязательные отчисления;

- заключить социальный контракт с центром занятости на 3 года о сохранении созданных рабочих мест после годового субсидирования;

- заключить трудовой договор (оформить трудовые отношения с наемным работником, направленным на трудоустройство органами занятости);

- оформить пастбищные, сенокосные угодья.

 

Для вывода из непродуктивных самозанятых  с низкими и нестабильными доходами предлагаем следующие меры-

1. Создании рабочих мест, путем содействие в создании предприятий малого и среднего бизнеса посредством государственной поддержке, совершенствование государственных программ связанных с  занятостью,  «Дорожная карта бизнеса – 2020», развития агропромышленного комплекса до 2020 года, «Дорожная карта занятости – 2020».

2. Обучение и переквалификация с учетом текущих и потенциальных потребностей  рынка труда. При необходимости предоставить возможность переселения в рамках 3 направления  ДКЗ 2020.

Ожидаемый  результат:

Массовая легализация малых предприятий, формализация трудовых отношений  наемных работников с соответствующими отчислениями (10% ОПВ, соц. oтчисления), налоговые отчисления в бюджет, вывод из числа непродуктивно самозанятых в продуктивные или наемные работники. В дальнейшем возможно сотрудничество в рамках реализации  других государственных Программ поддерживающих  предпринимательство в РК. Существенное снижение СНС. 


Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код