Бабаканова Карина Рустамовна

Экономист 

: 179
:

Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

Проблема самозанятых в Казахстане, очень  актуальна на данный момент, т.к. число самозанятых ежегодно увеличивается. 

«Почему же происходит увеличение?»

Самозанятые Алматы являются достаточно разобщенной социальной группой. Реали-зуя собственную деятельность, городские самозанятые удовлетворяют свои потребности и полагаются большей частью на себя в решении личных проблем. Тем не менее, тот факт, что самозанятые не делают социальных отчислений, не регистрируют собственную дея-тельность, становится очень серьезной проблемой. В то же время для самозанятых неяс-ным остается вопрос, что именно им даст регистрация деятельности, скажется ли на ее продвижении.

Вопрос о том, как именно побудить граждан делать отчисления, регистрировать соб-ственную деятельность, что должно являться самостоятельным, собственным решением самозанятых.
Задачей же государства является создание привлекательных  условий для самозаня-тых, чтобы они на каком-то этапе своего развития (предположительно, достигнув устой-чивого характера собственной деятельности) захотели вывести свою деятельность в ле-гальное поле.

Поэтому, для того чтобы предпринимать какие-либо действия, необходимо рассмот-реть причины самодеятельности у  самозанятого слоя населения, путем опроса:
«Возраст – никуда на работу не берут. Мне уже сорок восемь, мужу пятьдесят четыре. Я думала, чем бы заняться. Что я люблю? Что я могу? Оказалось, я же люблю вязать. А почему бы не открыть свое дело? И это получилось. Мне понравилось» 

(жен.,44 года, ИП, продажа пряжи, обучение вязанию. 1 год).

«В советское время я работал сантехником, электриком в коммунальных услугах. С распадом Союза работы как таковой не оставалось, пришлось приехать в Алматы на зара-ботки. Первое время трудился на оптовке, потом работал в строительных компаниях, уже три-четыре года таксую. Образование у меня среднее.

(58 лет, муж., таксист, 4 года).

«Я инвалид 2 группы, страдаю эпилепсией.  На работу не берут, как только узнают о диагнозе. Принимаю противосудорожные таблетки, приступы очень редкие, но работода-тели говорят, что больные им не нужны. Пришлось заняться спекуляцией золота.

(40 лет, жен., спекулянт, 5 лет).

«Я приехал из аула.  У меня есть домашнее хозяйство, но нет работы, поэтому я прие-хал в Алмату, чтобы заработать деньги и  кормить свою семью. Я продаю овощи на бара-холке, вдоль дороги.
(30 лет, муж., продавец, 2 года).

Рассмотрев, данные примеры, можно сделать вывод, что основными проблемами, подталкивающих людей к самозанятости,  выступают такие критерии, как: ограничение по возрасту, отсутствие высшего образования, инвалидность,   нехватка высококвалифицированных  специалистов. Что же надо предпринять?  Как бороться с данной проблемой?  Попробуем ответить на данные вопросы.

Необходимо,  письменно обязать все государственные и частные предприятия любой сферы деятельности к  соблюдению трудового кодекса РК,  согласно статьи  7 «  Запреще-ние дискриминации в сфере труда» и статьи  222  «Реализация инвалидами права на труд», несоблюдение которого,   уголовно-наказуемо.  С каждым годом число инвалидов увеличивается, поэтому также необходимо увели-чить число специализированных предприятий для данной категории людей. Для  людей, не имеющих высшего образования, необходимо создавать специальные курсы для повышения квалификации на бесплатной основе. Для хорошей осведомленно-сти и успешного привлечения людей, давать рекламу на радио и телевидение.

Что же касается самозанятых, переехавших из сельской местности в большие мегапо-лисы, то ответ по данной проблеме требует более расширенного повествования.
Мы знаем, что важным условием формирования эффективной системы сельскохозяй-ственной промышленности является наличие квалифицированных трудовых ресурсов – работников, обладающих знаниями и навыками в технической, агрономической, экономической сферах. Ввиду того, что человеческий фактор выступает в качестве основополагающего стержня обеспечения и улучшения сельскохозяйственной отрасли, нехватка высококвалифицированных специалистов затормаживает весь процесс действующей государственной аграрной политики. В Казахстане во многом это связано не с автоматизацией и модернизацией производства (как это бывает в развитых странах), а обусловлено падением престижа аграрного труда за счет закрывающихся производств, и низким уровнем заработной платы.

  Для системного решения проблемы нехватки высококвалифицированных специали-стов на сельхозпредприятиях, изначально требуется, на идеологической основе изменить предвзятое и несерьезное отношение подрастающего поколения к одной из главных от-раслей экономики государства – сельскому хозяйству. Специальности, изучающие сель-ское хозяйство не должны выбираться теми поступающими в ВУЗ, которые не могли, по их мнению, поступить на наиболее престижную специальность (например, специальность «Биотехнология»). Отчасти, чтобы сохранить обучение на основе гранта, молодежь по-ступает в агротехнические ВУЗы, а после получения диплома устраиваются на работу не по своей специальности. Выбор профессионального пути, особенно в сфере сельского хо-зяйства, должно быть осознанным и запланированным, и в данном вопросе неотъемлемую роль играет идеологическая основа, притворяющая как со стороны государства в лице детских садов, школ, училищ и др., так и со стороны института семьи.

     В условиях глобализации, с внедрением новых информационных технологий, ро-стом конкуренции изменяется и поколение, родившееся в это время – оно отличается са-мостоятельностью, творческим умом, быстрым развитием и адаптацией к меняющимся условиям. Именно с такой точки зрения рассматривается попытка улучшения системы подготовки кадров – создание специализированных агроклассов в сельских школах, где подбор учащихся осуществлялся бы с фокусировкой на их дальнейшее поступление в сельскохозяйственные ВУЗы, по окончании которых они могли бы продолжать свою дея-тельность в системе АПК.

     Как и в других областях, в сфере сельского хозяйства должна усиленными темпами практиковаться интеграция сельскохозяйственных ВУЗов с предприятиями АПК, где предприятия должны ставить свои условия и требования к принимаемым на работу специалистам. А ВУЗам, тем временем, следует налаживать устойчивые связи с предприятиями АПК, заключать договоры на целевую подготовку специалистов, в которых должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, стажировок, получения стипендии за счет будущего работодателя, одним словом – создавать возможности и условия для усовершенствования знаний и навыков будущего специалиста.

     Слабая подготовка профессиональных кадров, являющаяся причиной обучения на основе устаревшей образовательной программы, нехватки инновационных методов и тех-нологий обучения, требует своего разрешения с помощью соответствующих инвестиций, ведь именно инвестиции в аграрную науку в разы эффективнее прямых инвестиций в сельское хозяйство. По этому случаю требуется качественный прорыв по вопросам техно-логической модернизации – нужен вклад в развитие отечественной, высокоразвитой си-стемы аграрных исследований, а также контроль и мониторинг за их реализацией.

Государство своевременно должно поощрять отличившихся в своей работе крупных фермеров и производственные кооперативы, на глазах у всего народа отмечать их дости-жения и успехи. Одним из необходимых методов вовлечения молодых специалистов в сельскохозяйственную отрасль – пропаганда развития агропромышленного комплекса Казахстана путем активного вещания, печати успехов и достижений отечественных крупных фермеров, производственных кооперативов не только в государственных, но и корпоративных, частных СМИ. Отсюда следует, что основным заказчиком сельскохозяйственной тематики, даже для коммерческих СМИ, должно стать государство.


...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код