Нургалимова Раушан Туйебаевна

Экономист

: 2161
:

Пути решения проблем самозанятости в Казахстане

Для начала необходимо отметить, что, по моему мнению, проблема самозанятости населения создана самими чиновниками, которые прибегнули к этому определению с целью скрыть потенциальный уровень безработицы, сложившийся в результате передела собственности на селе, а также переходом к интенсивному росту экономики, что, конечно, является необходимостью, но порой сводится лишь к употреблению новых терминов, отталкивающих необученное население как городской, так и сельской местности. 

По итогам выборочного обследования занятости населения в 4 квартале 2013 года численность самостоятельно занятых составила 2596,0 тыс.человек (30,3% от общего числа занятых), Основную долю в категории "самозанятого населения" составляют "самостоятельные работники" (92%), т.е. лица, которые, работая самостоятельно или с одним или несколькими партнерами, занимаются деятельностью на основе самостоятельной занятости и не нанимают на постоянной основе работников. Из числа самостоятельных работников (2388,3 тыс. человек) – 63,3% работают на индивидуальной основе (зарегистрированные и незарегистрированные индивидуальные предприниматели), 36,7% – заняты производством продукции на личном подворье (как для собственного потребления, так и для продажи). Больше половины (52,4%) занятых на личном подворье получали доход от реализации продукции, полученной с личного подворья.

Большая часть самостоятельно занятых осуществляет самостоятельную деятельность в сельском хозяйстве – 1362,0 тыс. человек (52,5%), в сфере розничной торговли – 674,9 тыс. человек (26,0%) и по оказанию различных услуг населению (транспортных, медицинских, образовательных и др.) – 599,1 тыс.человек (21,5%).
Следует отметить, что доля самостоятельно занятых в общем числе занятых в развитых странах составляет около 12-14%, к примеру, во Франции – 11,0%, в Германии – 11,6%, Великобритании – 14,6%. В Чехии – 18,5%, Италии – 25,1%, Корее – 28,2%, Турции – 37,1%.

Основная наша ошибка – включение в состав «самозанятых» людей, которые фактически являются безработными, но по тем или иным причинам имеют подворье. Любой житель сельской местности подтвердит, что при 100% занятости населения, когда за тунеядство реально привлекали к отвественности, каждый двор имел коров, баранов, куриц, и это не отвлекало от основной работы, кроме того обеспечивало семью натуральными продуктами – основой здорового образа жизни, приучало детей к труду, являлось дополнительным источником благосостояния семьи. Сегодня мы имеем иную ситуацию. Нет земель под выпас скота, сенозаготовку, число подсобных хозяйств катастрофически уменьшается, население, особенно молодежь демотивирована, при этом люди не признаются безработными, кроме того государство отказалось от пособий по безработице.
Для решения этих проблем на первом этапе необходимо реструктуризировать состав самозанятых следующими путями:

- С помощью анализа регулярности пенсионных отчислений выявить реальное количество людей имеющих постоянный, периодический или кратковременный доход, кроме того этот анализ позволит рассмотреть уровень потенциальной безработицы в разрезе регионов, отраслей, возраста, пола и т.д.(статистика владеет этими данными, но их источник - выборочное обследование занятости);

- Вывести из структуры «самозанятых» индивидуальных предпринимателей и людей, чью индивидуальную деятельность необходимо лицензировать (адвокаты, риелтеры, репетиторы, косметологи, тренеры и т.д.), что одновременно позволит осуществлять контроль в этих сферах. 

- Четко определить механизм разделения «самозанятых» на продуктивных и непродуктивных, с возможным переводом части продуктивных в индивидуальные предприниматели. 

- Рассмотреть вопрос о налогообложении категорий лиц, отраженных в п.п. 2 и 3, а тем более обязательстве ими пенсионных отчислений, скорее всего, вызовет активную полемику, но это требование времени. Несмотря на недоверие всего населения к пенсионной политике, лица, не вовлеченные в эту систему, станут бременем государства в будущем, точнее бременем части населения, осуществлявших налоговые и пенсионные выплаты. Ключом к решению может стать система отрицательного налогообложения, о которой речь пойдет ниже. 

- Для анализа и последующей регистрации неохваченного трудоспособного населения активировать службы занятости, которые могли бы осуществлять согласованные действия также со службами миграции, органами внутренних дел,  пенсионным фондом, ЦОНами, обществом инвалидов и т.д. (думаю, возможно наладить согласованную четкую работу с помощью существующих технологий, баз данных ИИН). 

В действительности, Казахстан успешно применяет зарубежный опыт вовлечения огромного потенциала населения, высвобожденного в ходе структурных и иных изменений в экономике, с корректировкой на собственный менталитет. Именно это половинчатое применение опыта Европы, использовавшей программы помощи самозанятым, и породило данную проблему в Казахстане.  

Начиная с 1970-х годов примерно в течение 15 лет во многих развитых странах проходили процессы реструктуризации промышленности, сопровождающиеся временным ростом безработицы и обострением социальной напряжённости. В этой связи многими странами были предприняты меры по развитию индивидуального предпринимательства в форме самозанятости (selfemployment). Высокий уровень безработицы оказывает мощное давление на систему государственного социального обеспечения, которая в условиях экономического спада, вынуждена выделять значительные средства на пособия по временной безработице. Одним из эффективных средств выхода из этой ситуации является помощь безработным путём их вовлечения в экономическую деятельность через самозанятость и создание индивидуальных рабочих мест. Термин «самозанятость» означает владение собственным бизнесом и работа только на себя, будучи дома, в магазине или в любом другом месте. Для выбора специализации в сфере самозанятости есть много возможностей, так например, консультанты Кентского Университета в Великобритании предлагают свыше 400 видов деятельности для индивидуальных предпринимателей и лиц свободных профессий (The "Salary & Conditions" www.prospects.ac.uk/links/Occupations). Наибольшие трудности в сфере самозанятости связаны со стартовым периодом, с финансированием и отчетностью, с решением юридических и административных вопросов, а также со множеством других проблем, свойственных для любого зарождающегося бизнеса. Впервые программы развития и поддержки самозанятости появились в Европе в 1970-1980 г. Стратегической целью этих программ было инициирование создания индивидуальных предприятий силами самих безработных, путем оказания им технической помощи, предоставления кредитов, грантов и различных льгот, а также предоставления им возможности для капитализации средств социальной помощи или пособий по безработице. Наравне с этим многие программы предусматривали также поддержку на стартовом периоде в форме практических занятий, консультаций и в виде разного рода деловых услуг. Программы развития самозанятости ориентированы, прежде всего, на безработных, получающих социальные пособия, которые в процессе создания своего бизнеса могут быть уверенными в том, что они не потеряют причитающейся им финансовой поддержки в течение всего периода практического обучения индивидуальному предпринимательству. 

Программы мотивирования безработных к развитию самозанятости, применяемые в разных странах отличаются по своей структуре и используемым механизмам. Однако, все программы содействия развитию самозанятости предусматривают определённые условия и порядок взаимодействия с принятыми в каждой стране правилами оказания социальной помощи при безработице. При этом, во всех программах развития самозанятости предусматриваются специальные меры по мониторингу мер поддержки по оказанию технической и финансовой помощи, а также по оценке результативности программ. 

Некоторые особенности национальных программ развития самозанятости Франции, Великобритании, Германии и Испании приведены в таблице 1. По исследованиям экспертов OECD ("The Partial Renaissance of the Self-Employed" , OECD Employment Outlook, Chapter 5, OECD(2000), Paris, pp. 155-199), сфера самозанятости в странах Европы в период с 1970 по 1980 развивалась очень медленно, затем начался период устойчивого роста. Это было связано с реструктуризацией многих отраслей экономики, ростом безработицы, развитием аутсорсинга и достаточно весомыми налоговыми льготами в этой сфере. Кроме того, значительную роль играло и изменение государственной политики во многих странах, направленной на смягчение социальных проблем путем привлечения безработных в сферу самозанятости. 

 

Примечательно, что основой кредитования в Европе, послужили социальные пособия по безработице. Раз уж Казахстан отказался от постоянной финансовой поддержки безработных и применяет схемы кредитования малого бизнеса, то возникает вопрос, а достаточно ли открыта, доступна и прозрачна эта схема. Возможно, острее стоит вопрос адресной, индивидуальной помощи. 

Поэтому следующими шагами в решении проблемы могут быть:

- Усиление работы с молодежью на уровне средней школы, т.е. профориентация ученика по его личному потенциалу, подробное разъяснение госзаказа профессионального обучения, с акцентом на востребованные профессии в конкретном регионе, отраслях, количество грантов, и обязательное проведение ликбеза о необходимости регистрации в службах занятости, возможностях обучения и переобучения за счет государства, кредитования «стратапа» и т.д. Заметьте, речь идет о существующих, но маловостребованных молодежью механизмах. Обязательно проконтролировать, чтобы эти меры реализовывались заинтересованными госорганами, ни в коем случае не возлагались на учителей. Со школьной скамьи каждый должен знать, что государство знает о нем, готово помочь, и более того, заинтересовано в его дальнейшем развитии. 

- По итогам проводимой в республике инвентаризации земель, считаю возможным рассмотреть возврат земли в общественное пользование сел под выпас скота и сенозаготовку. Возможная альтернатива, создание семейных, межсемейных кооперативов по разведению скота, выращиванию овощей, устройству теплиц, овощехранилищ, предприятий переработки сельскохозяйственной продукции и т.д.. Конечно, необходимо будет проработать механизмы ценообразования, создания инфраструктуры по закупу готовой продукции. 

- В целях повышения всеобщей мотивации к труду внедрить систему отрицательного подоходного налога, теорию которого рассматривают многие правительства, но успешно реализует пока только Израиль, одновременно решая вопросы, социальной поддержки безработных, малоимущих, демографии и мотивации к повышению уровня доходов. Суть отрицательного подоходного налога состоит в том, что по аналогии с действующим позитивным подоходным налогом, которым семьи «субсидируют» правительство, когда их доход поднимается выше определенного уровня, правительство должно субсидировать семьи, выплачивая им отрицательный подоходный налог, когда их доходы падают ниже определенного уровня. Если также как Израиль тщательно разработать критерии, и так же как Европа использовать эти пособия для кредитования,  то можно осуществить реальную адресную помощь нуждающимся, не лишая их мотивации к повышению своих доходов. Для исключения иждивенцев применимы жесткие автоматические критерии.

- В конечном итоге, решение вопроса самозанятости будет иметь положительный эффект. Не нужно бояться безработицы, нужно рассматривать ее как свободный ресурс, который государство может использовать в своих амбициозных целях. Убедить людей взглянуть в себя и увидеть свое призвание, свои возможности. Конечно, не все рождены предпринимателями, поэтому вопросы по обучению, организации и их поддержке должно взять на себя государство. Но по мнению Лауреата Нобелевской премии 2006 года Мухаммада Юнуса, все люди по своей природе предприниматели. Он сказал: "Обращаясь к молодежи, которая обучилась в колледжах и теперь сидит без работы, я утверждаю: неправильно мыслите, кто вам сказал, что после окончания колледжа вам сразу дадут работу? Надо немножко мышление свое поменять, надо повторять себе каждый день: я не тот, кто ищет работу, я тот, кто дает работу. Человеческое существо само по себе не создано, для того, чтобы искать работу, а создано, чтобы создавать работу. Когда люди еще жили в пещерах, наши дальние предки, они что заявление распространяли повсюду "ищу работу"? Откуда вообще это появилось "заявление о приеме на работу"? Это нас полностью испортило". "Надо выходить из своей пещеры. Безработица она там", - заявляет Мухаммад Юнус. Он уверен в том, что, создавая социальный бизнес, можно постепенно решить проблему бедности и безработицы в мире. 


...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код